Danke Papa...за то, что ты не существуешь.
Побывав наконец в сказочном замке Его Величества Нойшванштайне мне, естественно, захотелось ещё раз послушать и посмотреть любимую оперу Вагнера Лоэнгрин о благородном рыцаре святого Грааля. Ещё с давних времён припасена на жестком диске компьютера постановка Венской оперы начала 90-х, где партию Лоэнгрина исполняет сам Пласидо Доминго. Мне с первого взгляда понравилась именно эта версия, потому что она классическая, без новомодного осмысления декораций и костюмов, хотя и довольно мрачная. И она по-прежнему прекрасна за исключением Эльзы. Хоть с первого, хоть с десятого просмотра её там, на мой диванный вкус, сильно переигрывают, даже для патетики романтизма.
Но поразительно как по-разному воспринимается опера и история в её основу положенная в пору юности и осмысленной зрелости. Когда-то не было никого и ничего прекраснее и желаннее самим Провидением посланного на защиту твою рыцаря без страха и упрёка, нен на белом коне, но зато при белом лебеде. На ряду с наградой полученной Ассоль из «Алых парусов» этот образ долгое время влиял на моё подсознание и формировал самосознание. И что же мы наблюдаем в истории приключившейся в первой половине десятого века в городе Антверпен Брабантского королевства сейчас? Много разного и ностальгически волнующего, и вызывающего кривую саркастическую ухмылку.
Не стану обращаться к тому, что опера совершенно шовинистическая, в духе «во всем виновата Ева». Хотя б потому что Ева, то есть Эльза, действительно виновата, может и не предлагаемом масштабе, но если считать самым страшны грехом глупость, то изволь девочка посыпать голову пеплом.
Напомню сюжет. читать дальше
Совершенно неожиданно для себя я стала испытывать странную симпатию к Ортруд. Признавая её натуру подлой, а персонаж отрицательным я не могу отделаться от мысли, что из всех прочих в этой истории она самая умная и предприимчивая. Она хотя бы, в отличии от Эльзы, разбирается в психологии, да и если вдуматься является метафоричной в сути своей. Если воспринимать ей как прообраз зловредности язычества, противопоставляемый христианству воплощённому в Лоэнгрине и Эльзе с её «счастьем в вере», я скорее отдам голос свой Ортруд. Она верит в древних могучих богов, жестоких и мрачных, строптивых и не логичных, но как не крути более честных в своей древности. Она творит коварство и злодейство, она самолюбива и горда, но не скрывает этого и не «стоит в белом плаще». Потому что проявление воли и силы для неё норма и закон самой природы если хотите. Она не впадает в отчаянье столкнувшись с трудностями, она не беззащитна. Не ею манипулирует мужчина, а она руководит его умонастроениями. Да она проигрывает в итоге, но она боролась и что-то мне подсказывает цена изначально была ей известна и сознательно Ортруд рисковала.
Христианство же, ей противопоставляемое, оно и есть такое как Лоэнгрин. Появилось внезапно, блещет чудесами, в коих начни разбираться все сомнительно и странно и при этом ещё и запрещает задавать вопросы. Просто доверься, просто верь. Древние Боги тысячелетиями помогали и поддерживали людей, формировали правила и традиции для каждого конкретного племени и народа, устои, позволявшие выживать, преодолевать трудности, развиваться, сохранять твердость духа и так далее. Древние верования создавали базис, на котором христианство просто надстроило своё монументальное запутанное учение, отбросившее от прежних религий неудобное и трансформировав подходящее. И укрепившись, осознавая собственную уязвимость перед вопросами, просто возвело в догму «абсолютную веру». Верь и воздаться тебе. Верь просто так. Просто верь и не спрашивай. Видишь чудо, рыцарь в доспехах, ниоткуда, верь, надейся, люби. Ну рыцарь же, ну сияет же, вот лебедь. Не доверишься задашь вопрос, о горе тебе, будешь наказан страшно.
Весьма очевидное противопоставление. Однако если вдуматься в самом человеке, в сути его, в глубинных его пороках и слабостях как и в возможностях лучше разбирается не христианский король Генрих Птицелов и не праведный рыцарь Лоэнгрин. Церковь со своими вечными запретами вообще мышей не ловит в человеческой психологии. Ортруд жаждущая напомнить людям «мощь древних богов» гораздо лучше разбирается в душе ближнего. Она прочла Эльзу, её наивную но заносчивую гордыню. «Я научу тебя как быть счастливой от одной только веры» - заявляла она униженной Ортруд и радовалась своему превосходству. Потому что уверенность в собственном превосходстве никого ещё до добра не доводила.
В общем я внезапно как-то усомнилась в том так ли мне нравиться образ Лоэнгрина и Эльзы. Похоже после Казуса Ницше у меня тоже случился Казус Вагнера, или просто очередное переосмысление.
Но все равно было приятно вновь приобщиться к этой прекрасной опере и истории.

@темы: мои убеждения, распространяя чудеса, навязывать миру своё мнение, мои мысли, моя жизнь