Роман "1984" Джорджа Оруэллла одна из самых страшных книг, что мне доводилось читать. Ни "451 по Фаренгейту", ни "Мы" Замятина не приводили меня в такое отчаянье. Особенно если учесть, что дочитывала я её в метро, в течении часа подпирая плечом свою обычную четвертую колону, в ожидании пока людской поток спадёт и я смогу заставить себя войти в вагон. Особенно подогревало ещё и прискорбное обстоятельство, что за последние два дня, полусонные курсанты академии МВД при входе постоянно просят меня показать содержимое рюкзака. (Видимо мизантропия буквально написано на моём лице и в связи с напряжённой мировой обстановкой лучше перебдеть.)
читать дальшеУжас переползающий со страниц истории заключается не в самом тексте, не в описаниях, а в осознании. Кое-что из упомянутого уже происходит. Мы конечно отвергли коммунизм, далеки от социализма, но наша картонная демократия и гнилой капитализм, больше похожи на идиотские маскировочные костюмы, чем на нечто серьёзное. Россия уже стремиться жить по принципу "Мир-война. Свобода-рабство. Незнание-сила". Мы воюем не известно с кем, и не известно как, не всегда понятно за что. У населения активно провоцируется патриотическая истерия, тупая и слепая, направленная на каких-то гипотетических врагов. Украинцев, американцев, европейцев, немцев (по старой памяти) арабов, китайцев. Львиная доля жителей РФ никогда не выезжала за границу и имеет смутное представление об укладе и порядках за бугром. Поэтому им очень просто увериться в монструозности и порочности всех, кроме вечно святых русских. Тем временем, пока население увлеченно порицанием Запада и прославлением "внешнеполитических" успехов Большого Брата (Вы знаете о ком я) правящая верхушка продолжает давить свой собственный народ. Иногда мне кажется, что наши чиновники и политики, не просто тратят ворованные деньги, а из вредности их жрут и топять ими свои элитные камины. При этом они всегда находят козла отпущения (педофилы, геи, шпионы, воры, террористы, иностранные нефтяные компании) которого можно обвинить буквально во всем. И нагибать "тупое стадо" дальше. А само стадо продолжает зомбировать себя, живя по принципу "двоемыслия", все херово, но жить можно. И сколь бы херовее не становилось, никто не желает совершить рывок. Потому что обнищание интеллектуальное и духовное усугубляется год от года. И власть делает для того все возможное. Стадом крайне просто управлять. Недалек тот день, когда за свободную мысль или за саму попытку "подумать" будет введена кара. Народ предпочитает "не знать". Ибо так гораздо проще. Невежество делает жизнь легче, тяготы переносятся без саднящей боли и обиды. Тысячи тысяч не ведают иной жизни кроме как вечной борьбы за выживание. Проще пойти в церковь и взвалить всю ответственность на некоего Бога, который все знает и видит и если тебе так херово, то значит ты заслужил. Как же все просто, верно.
У нас ещё есть потребительская вольготность, пока мы ходим в переполненные гипермаркеты, владеем выбором, щелкаем сотню кабельных каналов и шутим на политические темы без оглядки. Но, железный занавес скрипит и опускается, рамки приемлемого и дозволенного сужаются, цены растут, покупательская способность падает, никому нафиг не сдалась русская нефть, кое-какие фильмы снимают с проката, учебники истории переписываются, новости вообще смотреть бесполезно, потоки лжи неиссякаемые, бывшие знакомы добивают свои патриотическим энтузиазмом на ровном месте, приходиться отписываться, иные уже носиться с кадилом и жадно загребущей лапой, подминая под себя все отнятое когда просвещением. Молодежь вызывает опасение и не вселяет надежд.
Каждая утопия или антиутопия всегда есть предостережение и предупреждение.
В случае с "1984" это невыносимо жуткое предостережение. В романе нет надежды, нет просвета. Есть лишь мрак и безысходность.
Остаётся лишь убеждать себя и укреплять в решимости до последнего бороться за то, что «дважды два – четыре», а не пять.
@темы:
мои убеждения,
неизбежное,
умри всё живое,
навязывать миру своё мнение,
мои мысли,
моя жизнь,
библиотека
хоть что-тодурное.Ещё мне нравится страшная книга "Атлант расправил плечи", хотя мне больше нравится в оригинальном названии глагол "shrugged", тут игра слов по-моему тоньше. Что характерно, написано эмигранткой из России, Айн Рэнд. Страшное здесь то, что мы практически живём в этой книге теперь: производства почти нет, работают единицы, а наживаются все кому не лень и говорят при этом "но я же заботился об общем благе". И с каждым годом всё дальше и дальше по анизотропному шоссе.