Известно, что присутствие логотипа Министерства (Типа) Культуры, знак отнюдь не говорящий в пользу качества фильма. Поэтому когда меня позвали на «Войну Анны» я прямо вся засомневалась. И кино отечественное, а это всегда риск вместо дозы положительных путных впечатлений получить заряд негатива. И про войну оно, а у меня к таковым отношение очень придирчивое, слишком много читала, знаю и вообще деформация. Опять же упоминание Мин(почти личности)культа. Да и просто фильм обещал быть тяжёлым для восприятия в эмоциональном плане. Но, во всяком случае я не слышала, об этой ленте не кричали «из каждого (федерального и околоплодного) утюга», призывая массово идти зреть в кино, как это бывает с другими фильмами о войне от наших киноделов. Потом в сети кино обозвали артхаусным, а жанр это скользкий и в общем-то с ним никогда ничего не понятно...то есть вполне может оказаться и хорошей картиной. (Да и не далек тот день, когда этим знаком будут клеймить любой отечественный фильм, для обозначения «прохождения проверки на пригодность», в лучших традициях цензурной инквизиции, я опасаюсь.)
Так что для приличия понудев я согласилась сходить на «Войну Анны» в кино, как сказала моя подруга «чтобы прочувствовать на большом экране».
читать дальше И, внезапно, «Война Анны» вполне интересный фильм. И он не совсем о войне, скорее уж о человеке в эпицентре войны, то есть о ребёнке, застигнутым войной, да думаю так лучше. Визуально кино красивое. Иногда даже очень, сцена в самом начале фильма (ветер, сухая трава и земля), пробирает, «инфернальный новый год» и «выход Крампуса» просто взрыв мозга, в хорошем смысле данного выражения. Правда несмотря на то, что фильм довольно короткий, временами он, не мой вкус, утомительно затянут.
Что касается сюжета, тут естественно нельзя придираться ни к исторической достоверности, ни к верибельности происходящего на экране. Ну не оно там главное. Мне показалось это все символ, метафора, обобщение. Не ставилось цели рассказать зрителю историю чудесного спасения и последующего тяжёлого выживания в камине немецкой комендатуры в окружении нацистов. Скорее зрителю следовало прочувствовать тяготы выпавшие на долю маленькой Анны (скажите, что не потому что Анна Франк). Весь фильм это символ на символе и любой, у кого есть воображение и багаж знаний, может вступить в долгую дискуссию о смысле того или иного эпизода, сцены или задействованного в ней предмета. Что в общем-то и не плохо).
Что касается историчности, особенно больной темы. Исторические мотивы в нашем кино теперь используется не для осмысления, но для пропаганды и формирования подозрительных установок в умах толпы. И к сожалению, не зря же было помянуто всуе Министерство(какая осталась)культуры, не обошлось без этого. Возможно я параноик, но в тоже время отдаю себе отчет как работает сознание большинства, со школьной скамьи воспринимающего историю как набор избранных фактов, интерпретируемых определённым образом в ограниченном количестве, когда отвергается или оспаривается всё не вписывающиеся в заданную концепцию. Это одна из бед не только русских, а наверное человечества в принципе. В школах нас не учат анализировать прошлое, рассматривая событие или историческую личность с разных сторон. Нас не учат строить будущее на основании выводов и уроков прошлого. Нас не учат быть критичными, не учат размышлять критически. Чаще всего нам скармливают «угодную» существующему режиму версию, уже расфасованную в нужном объёме. На том большинство и останавливается, продолжая в дальнейшей жизни обрастать чудовищной самоуверенностью. Но это лирическое отступление к тому что «Война Анны» в общем-то не идет в разрез в общими фактами. Мы не можем отрицать, что некоторые, конкретные люди из числа украинцев помогали нацистам творить жестокие расправы. Но ублюдки и негодяи есть абсолютно в любой стране. Мы не можем отрицать что некоторые французы (их появление в фильме меня озадачило немного) тоже были приспособленцами. Но... Вот просто сейчас такая ситуация неприятная создается в мире и в нашей стране вообще в плане международных отношений и мы смотрим фильм о бедной девочке, чьих родителей (в сцене убийства мы слышим кроме немецкой украинскую речь, даже преобладающе украинскую), которая чудом спасается, но люди к которым она попала (тоже подчеркнуто говорящие на украинском) не успев принять её в свой дом тут же сдают её в комендатуру, из-за страха репрессий со стороны новых хозяев, где она прячась потом в камине наблюдает как говорящие на украинском люди, радостно рисуют плакаты с нацистами, расхваливают немецкие завоевания и так далее и тому подобное..... Да, дело происходит на Полтавщине. Да, это я смогла в последствии найти в фильме несколько важных сцен которые в моих глазах частично восстановили баланс. Но это я отношусь критично к тому что вижу и обдумываю, взвешиваю и сомневаюсь. Это ещё кто-то не увидит в этом никакого намека или пропаганды чего-либо то ни было. Но как отреагирует средне статистический гражданин РФ заражённый вирусом «ненависти»? Дайте угадаю, все опять заорут про Бандеру, хохлов и национализм. И я не говорю, что фильм нужно было снимать как-то по другому. В общем-то если вдуматься в нем нет ничего такого, эти голоса какие слышит Анна, то что она наблюдает из своего укрытия, это просто люди. Люди в основной своей массе не герои и от создания своего наряду с прочими живыми существами занимаются выживанием. Тем что в представлении каждого конкретного человека есть выживание. (Кстати, сейчас подумала что интересно как на фоне человеческой активности в комендатуре, Анна все больше превращается в маленького зверёныша и словно отрывается от всех людей. Но в общем-то она же уже и не человек, она как одинокий призрак ночной комендатуры, она ребёнок, который вроде как уже убит, лежит в плохо засыпной могиле, но по какой-то сверхъестественной причине продолжает бродить по гулким темным ограбленным коридорам здания. )
Наверное это обстоятельство, и понимание того, что найдётся зритель, кто именно так воспримет этот фильм раздражало меня все время. И тревожит до сих пор. И мне очень хочется верить, что я ошибаюсь в своих предположениях и я просто живя в РФ заработала паранойю.
В остальном «Война Анны» мне понравилась. Не могу сказать, что это прямо таки шедевралный шедевр, но в целом приятно знать, что отечественная индустрия может предложить и что-то подобное, ни ядовитую жвачку для мозга, а что-то заумное. Или с претензией на заумное. В конечном итоге я как диванный критик тоже с претензией, но мне понравилось.
@темы:
кино,
вот такое кино,
распространяя чудеса