Я планировала писать только о самых-самых книгах. Но раз от раза на опыте убеждаюсь, что всякая книги, (как впрочем и всякий текст, на литературность не претендующий или претендующий, но мимо) несёт в себе крупицу пользы и смысла. Теоретический опыт никто не отменят, накопление базы вариаций событий (лично именование) тоже дело не пустое. Так что сложно удержаться и не сказать по паре слов о последних прочтённых мной произведениях.
1. Тимур Вермеш
"Он снова здесь"
под обложками
Анyотация с Readly.ruЛитературный дебют немецкого журналиста Тимура Вермеша в одночасье стал бестселлером в Европе и шокировал критиков, вынужденных с предельной осторожностью подбирать слова для рецензий. Эта коварная книга ставит зеркало перед обществом, помешанным на сборе “лайков” и повышении продаж. Она не содержит этических подсказок. Читателю предстоит самостоятельно разобраться в моральном лабиринте современной действительности.
2011 год, Берлин. На заброшенном пустыре возвращается к жизни черный кошмар XX века – Адольф Гитлер, кровавый диктатор, погрузивший Германию, а за нею и половину человечества в ужас Второй мировой войны, непосредственный виновник десятков миллионов смертей. Ни власти, ни сторонников, ни жилья, ни денег у него теперь нет, но есть опыт восхождения со дна на вершины и твердая вера в победу национал-социализма. Неподготовленный мир принимает бывшего диктатора за гениального актера, его гневные речи взрывают интернет, и… Гитлер второй раз в жизни обретает статус суперзвезды. Чем же это обернется в наше время?
Обложка говорит громче и вперёд всякой аннотации. (Заслуга оформителей - попадание по всем пунктам: узнаваемость, броскость, отражение сути содержания.)
Сразу поясню, я не особенно люблю книги о ВОВ (Второй мировой вообще), о Холокосте, о фашистах (такие персонажи воспринимаются мной только в японской манге, и даже не сами они, а скорее избранная атрибутика) и о Гитлере в том числе. У меня к фюреру, если хотите, личные счёты. Из-за его ловкого обращения и испорченной мировой репутации, отбрасывающей тень на совершенно не причастных к его "подвигам" (патриоты не упускайте из виду кавычки) людей. И Бог с ним с Вагнером, но вот Ницше... Этого я простить не в состоянии, хотя виновата там и сестра и муж её и всякая гнида, кто любит дербанить чужие труды на куски и подавать под собственноручно состряпанным смысловым соусом. (До сих пор помню подозрительные взгляды жюри НОУ в одиннадцатом классе. Пришлось отбивать от идиотских вопрос о выборе тематики работы по всем фронтам. В исступлении я едва ли не дошла до манеры жарких выступлений того самого, не к ночи помянутого, фюрера.) В общем, книгу стала читать, ибо заявлен роман как сатира, а хорошей сатиры днём с огнём не сыщешь. Роман немецкого журналиста рекомендовали как "не блестящий, но интересный".
Что ж, он взаправду не "блестящий". По мне так действие немного затянуто и обрывается как-то ничем. Впрочем тут возможно подискутировать на тему открытого финала и "достижения эффекта". Субъективный факт - остаётся фактом.
Касательно злободневности - это да. Роман не просто злободневен, он зло злободневный. Настолько зло, что даже держа в уме его принадлежность к сатире, смеяться не хочется. Поначалу немного улыбаешься, под конец осознаёшь собственную мрачность будто она железная тяжёлая маска на лице. Увы Германия и не одна она, вся планета, переживает какое-то коллективное помешательство. (Я бы даже задалась вопросом: не заговор ли это или, кто сводит мир с ума?"). Дети тупеют, взрослые запутывают сами себя в понятиях, суевериях, политических партиях, войнах, толерантности (кидающейся из крайности в крайность, её либо преступно нет ни грамма, либо её чересчур и до откровенной нелепости). Там, где был немец, нынче турок или араб, евреи не тема для шуток, и никто, совершенно никто не думает. Вот Гитлер, воскрес в современном Берлине и тут же попал на ТВ, покорил Ютьюб, взлетел на самую вершину топа, за убогие несколько месяцев. Он не скрывает ничего, не изменяет своей идеологии, только никто не воспринимает его речи всерьёз. Кажется, талантливый актёр пропагандирует прямо противоположные вещи, которые публика с жадностью впитывает постепенно превращаясь в берлинцев начала сороковых. Фюрер умудрился провести даже пенсионерку потерявшую в Дахау, всю семью. Ничему не учатся люди. Может образование подкачало, слабо историю преподаём, не в том ключе. Может просто люди не такие уж и высокоразвитые существа.
Ощущения после романа остаются странные, противоречивые. С одной стороны, ты рад, что какой-то журналист сумел преподать деликатную тему. Или не столько сумел, сколько не постеснялся. С другого ракурса, прошибает холодный пот от его общей правоты в оценке потенциальной реакции общественности на конкретное явление.
Ещё из преимуществ у книги есть любопытный нюанс. Я б охарактеризовала его так: стиль повествования - изнутри монстра. Рассказ от первого лица, самого Гитлера, придаёт ещё остроты. Сбивая с толку. Вроде бы фюрер тоже человек, иногда вызывающий даже сочувствие, в промежутках между ненавистью и порицанием. Но вроде он конченый фанатик, коего проще пристрелить нежели привести в чувство. Сам этот стиль половина книги. Рекомендую всем не страдающим аллергией на "иные" точки зрения и ищущим свежую сатиру на современность. И главное не забывайте в процессе чтения, что это просто выдуманная история.
3. Эрих фон Дэникен
"Одиссея Богов"
Коготок увяз, всей птичке пропасть. Я по уши увязла в теории палеоконтакта. И виноваты в том отнюдь не РенТВ и не ТВ3 (хотя их репортажи про чупокабр меня изрядно веселят), а вот этот самый мистер Дэникен. Наверно его теории вошли в какой-то резонанс с моим нынешнем мироощущением, не знаю, но мне хочется читать его ещё и ещё. В данный момент я принялась за третью его работу, а "Одиссея" была второй. Её я восприняла с большим скепсисом, чем "Колесницы". Греческие Боги - это святое и болезненное место моей души. В данном труде он как раз препарирует греческие мифы. Но причина сомнений заключается в некоторой эфемерности материала и большой степени шаткости предположений. Но захватывает чёрт возьми. Аргонавтика для меня уже никогда не будет прежней. Опять же весьма любопытно было узнать про сеть святилищ построенных согласно правилу золотого сечения, охватывающее всю Грецию. Занимательной вышла критика отождествления Трои и Атлантиды, выкладки по картам Пира Рейса, много деталей и фактов. Антикетенский механизм манит в Афины, хочу увидеть своим глазами.
Дэникен подкупает меня не одним своим энтузиазмом, но ещё и не навязчивостью. (Доводилось мне читать некого Деружинского с его "Книгой Вампиров", вот автор гипнотизировал и внушал с листа, страшно вспомнить.) Он просто приводит факт или рассказывает о каком-нибудь артефакте и следом задаёт вопрос. "Как?" "Кто?" "Почему?" Кто-то уличит автора в манипуляции, но если у вас есть глаза... и дальше по библейскому первоисточнику... с добавкой от себя, если у вас есть разум, вы повернёте монету, и изучите обе стороны, и даже ребра, вы возьмёте её на зуб. В общем вы не стане утверждать, что у неё есть лишь "решка" и решительно никакого "орла", потому что его существование не достаточно изучено. Да, кое-кто уже говорил мне про "плен человеческого мироощущения", про "трудности познания" и тому подобное. Но разве не в том состоит суть познания, в принятии, а не в отвержении. Я далека от "языка математики", для меня он нем. Возможно это незнание делает меня дурой XD. Но древние тексты расшифрованные с трудом тоже язык, тоже наука. Легенды наших предков, сказки, мифы, устный фольклор. Мне нравиться как Дэникен относится к своему делу, мне нравиться его манера говорить с читателем.
Мне блин нравиться идея палеоконтакта. В творческом разрезе так вообще до визга. Дэникен не сумасшедший, (в какой-то степени все энтузиасты своего дела немного того, даже академики) в шапочке из фольги. Он любитель и не скрывает, он путешественник, искатель и изгой для "высоких лбов". Но если ему не хочется поверить безоговорочно во всём (главное уметь фильтровать информацию), то с ним уж точно охота поговорить или послушать его доводы.
3. Джоджо Мойес
"Танцующая с лошадьми"
Надписи на обложке врут на пятьдесят процентов, "Танцующая" не лёгкая вещь, ни одной строчкой. И мне не нравиться аннотация, она почему-то создаёт не верное представление о сюжете и настроение. Грубо говоря история о четырнадцатилетней девочке Саре, у которой есть строгий, но любимый дед и красавец конь Бо , ещё у неё есть мечта и цель и на этом все ценности Сары заканчиваются. По другую сторону есть Наташа - успешный юрист и её муж Мак - более или менее успешный фотограф. У них есть любовники, работа и развод, нависший над ними неизбежно. Год они жили по-рознь пока однажды Судьба не свела их с Сарой... остальное жизнь и долгий путь к мечте, к любви, к чему-то по-настоящему ценному.
Кто-то из комментаторов на Readly.ru отозвался о романе, как о "полном одиночества". Удивительно точно передал человек общий настрой. От одиночества, непонимания и человеческой отчуждённости иногда щемит в груди. Я первые главы грешным делом восприняла как вступление к очередному бабскому нытью, но потом приятно удивилась.
"Танцующая" сильная история, наверняка пострадавшая при адаптации. Некая грубость формы и языка часто присутствует в современных переводах. Но в остальном это поразительно тонкая и беспощадно житейская книга. Особенно что касается поведения подростков и взаимоотношениях их с вечно занятыми и закостенелыми взрослыми.
Честно, я всплакнула под занавес. Проняло. Весьма достойная и цепляющая книга. Женщинам рекомендуется, мужчинам по желанию.
Посетите также мою страничку
russbell.ru/content/ten-solid-reasons-avoid-%D0... оформить карту в таджикистане гражданину россии
33490-+