воскресенье, 12 января 2014
Болото, хлопок и тростник…. По выходу фильма в отечественный прокат никто из друзей не выказал, и не поддержал моего, горячего стремления пойти посмотреть его на широком экране. В очередной раз посоучаствовав в «преступлении» я ознакомилась с ним дома, честно порадовавшись сбережённым деньгам.
Не стоит считать, что фильм мне не понравился и потому совсем не стоит двух часов драгоценного свободного времени. (Заметили, кстати, последнюю моду среди режиссеров растягивать события картины, на полтора, два, и то и дольше, часа? Говорят, «Волк с Уолл-стрит» вообще три идёт.) Напротив, кино хорошее, однако на мой вкус совершенно не стоит той шумихи, поднявшейся вкруг премьеры. Никаких внезапных так сказать «аховых» вещей в нём нет. Есть драматическая, полная страданий и чудес преодоления история Соломона из свободного человека на долгие годы превратившегося в раба. Само по себе это хуже, чем родиться в неволе. Имеется качественная картинка, радующая взор колоритом южных штатов. «Садкая Луизиана» с белёсой укрывающей топкие болота тиной, с кривыми деревцам, удивительными цветами и «вампирскими рассветами». Серьезно, стоило камере задержаться на разгорающемся среди листвы алом зареве, мне немедленно вспомнился «последний восход» из «Интервью с вампиром» и ещё какой-то старый классический фильм о гражданской войне. Пейзажи и панорамы впечатлили меня гораздо сильнее остальных компонентов ленты. Вечный Луи де Пон дю Лак в глубине БеТТи, («Интервью с Вамиром» и книги Энн Райс вам в руки) ощутил будто он домой на мгновение вернулся. Особняк Форда (плантатор сыгранный Бенедиктом) вызвал непреходящее дежавю. Уж не то ли самое это строение, сгоревшее в «Интервью»?
Ещё «12 лет рабства» может похвастать звёздным составом: Фасбендер, Камбербенч, Питт. Рабовладелец диспут с замашками психопата, добродушный хозяйствующий мякиш и правозащитник из Канады. Бред без пяти минут вылитый Иисус - борода, проповеди о справедливости и каре Божьей, плотник, опять же. Ребята молодцы, играют не придраться и сверх ничего не сказать.
Пожалуй, важно не забыть чёткий, ясный месседж зрительному залу. «Рабство и притеснения – плохо. Свобода – хорошо!» Никакого напряга, для среднестатистического обывателя, не копающего дальше основной идеи картины. Чем вам не плюс.
Подводить итог, окажется фильм я посмотрела исключительно одного Камбербенча ради. Как, впрочем, и планировалось изначально.
Вот и обратимся к Бенедикту. Он великолепен. Не знаю будет ли в его фильмографии роль про которую я выскажу гадость. С любимыми актёрами вечно так. Он может и не блеснуть, но всегда «выкладывается на сто» и заработает очарованный вздох. Тут Бен справился на отлично. Его Форд деятельный Обломов. Обламывает окружающих, посмотрите если поймёте. Вроде он и милосерден, не тиран, но тюфяк. Совсем другой плантатор Фасбендера, у того то рыжина в бороде и черти на каждом ребре и жена – заноза в ж… . Питт – Иисус. Конец анализа.
Про заглавного героя Соломона ничего высказывать не стану. Страдалец он, боль, кровь и слёзы. Отображаю сущность игры актёра полностью.
Насчёт слёз. Некоторые сцены выжимают, да. Иные шокируют, но ничего нового под этим Солнцем. Или я вовсе сухарь.
И… И, собственно всё.
Кроме прямо связанных, фильм пробудил во мне раздумья на косвенные тему. До сих пор не возьму в толк, почему рабы на плантациях, со временем так прикипели к религии своих мучителей. Ведь теперь именно темнокожие одни из самых религиозных прихожан христианских церквей. Плантаторы внушили им слово Божье, ясное дело, подводя опоры оправданий существования рабства. Но разве не должны были бедные люди возненавидеть направленную на угнетение их Веру? Почему они умудрялись находить спасение в Библии, одинаково служившей как жестокостям, так и милостям. Лишние напоминание, что христианство поразительно разносторонний и опасный зверь.
Сейчас вспомнила ещё одну весьма занимательную сцену, отозвавшуюся в сердце. Встреча чернокожих рабов и индейцев из резервации и их совместную «вечеринку». Метафора главного, положенного в основу зарождения американской прославленной нации греха. Господи, прежде чем провозглашать себя государством свободы и благодати они уничтожили бесчисленное множество уникальных культур. Ведомые слепым самолюбием. Вот отчего я никогда не примирюсь с некоторой неприязнью к Штатам в целом. Полагаю, 10 из 13 будет совершенно справедливой оценкой.
Рекомендовать не буду. Пропустите, не потеряете ничего. Лучше «Убить пересмешника» почитайте.
P.S. Не смогу оставить при себе. Россия, такая Россия! Вспомнив студенческую пору, когда ещё не брезгуешь не шибко качественными экранками, я скачала тот вариант, что сейчас доступен. Принёсшие печеньку явно работали два этапа, располагая фильмом с английской звуковой дорожкой, они в кинотеатре записали русский дубляж и склеили их воедино. Звук, естественно, из трубы, местами обгоняет видео ряд, до кучи изобилует кашлем, смешками и шёпотом зрителей. В финале же, на самом трогательном моменте, эти, кто б там не сидел, удоды, ржали едва ли не в голос.
Ну да, да, гогот, типичная реакция русских в завершение фильма о терпимости и толерантности.
Не могла не возмутиться.
@темы:
вот такое кино,
распространяя чудеса,
навязывать миру своё мнение,
мои мысли,
моя жизнь