Побывав наконец в сказочном замке Его Величества Нойшванштайне мне, естественно, захотелось ещё раз послушать и посмотреть любимую оперу Вагнера Лоэнгрин о благородном рыцаре святого Грааля. Ещё с давних времён припасена на жестком диске компьютера постановка Венской оперы начала 90-х, где партию Лоэнгрина исполняет сам Пласидо Доминго. Мне с первого взгляда понравилась именно эта версия, потому что она классическая, без новомодного осмысления декораций и костюмов, хотя и довольно мрачная. И она по-прежнему прекрасна за исключением Эльзы. Хоть с первого, хоть с десятого просмотра её там, на мой диванный вкус, сильно переигрывают, даже для патетики романтизма.
Но поразительно как по-разному воспринимается опера и история в её основу положенная в пору юности и осмысленной зрелости. Когда-то не было никого и ничего прекраснее и желаннее самим Провидением посланного на защиту твою рыцаря без страха и упрёка, нен на белом коне, но зато при белом лебеде. На ряду с наградой полученной Ассоль из «Алых парусов» этот образ долгое время влиял на моё подсознание и формировал самосознание. И что же мы наблюдаем в истории приключившейся в первой половине десятого века в городе Антверпен Брабантского королевства сейчас? Много разного и ностальгически волнующего, и вызывающего кривую саркастическую ухмылку.
Не стану обращаться к тому, что опера совершенно шовинистическая, в духе «во всем виновата Ева». Хотя б потому что Ева, то есть Эльза, действительно виновата, может и не предлагаемом масштабе, но если считать самым страшны грехом глупость, то изволь девочка посыпать голову пеплом.
Напомню сюжет.
читать дальше Прибывает в тот самый город Антверпен король Генрих Птицелов, призвать своих вассалов на битву с расшалившимися и страх потерявшими венграми, щекотавшими нервы германской империи с Востока. Он находи своих подданных по-прежнему верными и готовыми следовать за ним наводить порядок на границе, но вот только умы вассалов смущенны неразрешённым спором, возникшим между самыми уважаемыми и знатными представителями Брабантского королевства. Старый Герцог, умерший недавно, поручил заботу о двух своих детях, Эльзе и Готфриде, своему подданному Фридриху правителю Терламунда. Кроме того старик обещал ему руку и сердце дочери, следовательно и корону Брабанта. Свои обязанность Фридрих прилежно выполнял пока однажды не приключилось несчастье. Брат с сестрой отправились в лес на прогулку, но в замок вернулась только Эльза. Младший Готрфрид пропал бесследно и Фридриху донесли, что мол она его утопила в угоду якобы существующему любовнику. Поверив навету, тот отказался от брака с Эльзой и публично обвинил её в братоубийстве. В те времена устройство германских судов было довольно своеобразным и пришлось ждать прибытия короля, чтобы рассмотреть это темное запутанное дело. Между пересудами обвинитель успел жениться на другой девушке, Ортруде, из не менее знатного местного рода, кроме прочего провидице не плохо разбирающейся в древнем колдовстве. Когда же монарх посетил королевство Фридрих просил его рассудить кто же прав, а кто лжет, так как Эльза отрицала вину.
В те времена и доказательный процесс был весьма своеобразный и часто определение виновности, не виновности доверяли так называемому Божьему суду. Если подозреваемого ни кидали связаным в реку или ни заставляли вытаскивать что-нибудь из кастрюльки с кипящей водой (ожидая, что он останется невредим если не виновен так как Боженька его защитить конечно же), то устраивались поединки между судившимися. Кто победит, тот значит прав. Если истец или ответчик не могли в силу слабосилия, не умелости или принадлежности к женскому полу, в случае Эльзы, лично, с мечом в руках, отстаивать свою правоту, допускался вызов защитника. Буквально кого-то с оружием, кто поучаствует в драке вместо тебя. Накануне юной, восторженной и довольно, как я уже отметила, недалёкой Эльзе снился красочный сон о благородном рыцаре в сияющих доспехах, явившимся утешить её печали. Вдохновлённая религиозным экстазом она не долго думая объявила его своим защитником и обещала ему себя в жёны и царство отцовское целиком. Все присутствующие стали ждать чудесного спасителя. Как ни странно, к их радости и разочарованию Ортруды и Фридриха чудо произошло. Изящный белый лебедь появился вдалеке и на золотой цепи он влек за собой лодку с тем самым рыцарем из сновидения. Прибыв к месту суда рыцарь, мгновенно очаровавший всех своей красотой и благородством, заявил экзальтированной Эльзе, что встанет на защиту её чести, ведь в её невиновности он не сомневается, и да он уже влюблен в неё до безумия, и да он возьмет её в жёны. Но есть нюанс, она должна всецело ему довериться и никогда, под страхом кары небесной, не спрашивать его имени, о его происхождении или откуда он пришёл. Девушка поклялась быть умницей и любить его таким вот удивительным и безымянным, так как его исключительно положительные качества и без того очевидны. Да и как можно усомниться в посланнике Божьем! Угадайте, кто победил в поединке? В общем-то победил честно, потому что Эльза взаправду не вредила брату, а наклепала на нее Ортруда, стремившаяся вернуть славу своему роду через брак с Фридрихом Телрамудном, коему по плану надлежало стать королем Брабанта. Вот и своротила она честного человека с пути истинного, соблазнила и наплела, что якобы из окна замковой башни видела как топила Эльза Готфрида. Но так как все обвинения были ложны и беспочвенны Фридрих пал в поединке, но милостью рыцаря не был убит, всего навсего выгнана напару с женой с позором и заклеймен дурной славой. Такой дурной, что «даже воры чурались к нему приблизиться» и каждый вздумавший ему помогать «если вольный, лишился бы руки, а если крепостной, то жизни». В общем униженные и оскорблённые они наблюдали за радостью других, активно готовящихся к свадебному пиру. В порыве чувств Фридрих хотел проучить коварную жену, побудившую его вступить в эту тяжбу, мол обманула она его бедненького змеюка такая. Ну вы помните, все зло от женщин. Но Ортруд в отличии от мужа сохранила самообладание и велела ему успокоиться и не пороть горячку. Разбираясь в колдовстве, она знала, что вся сила рыцаря и его преимущества заключаются в тайне какую он обязал хранить Эльзу. И если убедить её уговорить его назвать себя, то их внезапный враг падет, ведь победил он не с Божье помощью (над христианским богом Ортруд смеялась будучи последовательницей старых богов, упоминаемых Вотана и Фрейи), но при посредстве колдовства. Колдовством рыцарь боящийся поведать о себе хоть слово ввел всех в заблуждение и оно развеется если его ранить. Конечно же Фридрих поверил жене и вознамерился вернуть утерянное честное имя повторно ходатайствуя перед Генрихом. Первый же ход в мстительном плане сделала Ортруд, она втерлась к доброй Эльзе в доверие вымолив у нее сочувствие и упросив взять к себе в услужение в качестве искупление её прежних провинностей. Походя она начала внушать девушке сомнения. Ведь ну правда появился мужчина без рода и племени, видишь его второй раз в жизни, если не первый, мало ли чего там тебе приснилось, а ты уже и замуж собралась за него. Может он обманщик. Может бросит тебя на утро после брачной ночи. Конечно Эльза стала уверят Ортруд в непогрешимости своего избранника, пожалела её скептицизм и обещала научить «счастью в вере» самолично впустив в свой дом.
На следующий день назначена была церемония в церкви и пир, после которого сборному брабантскому войску предстояло идти воевать с Генрихом в Венгрию. Народ был очень рад обретению нового правителя, ну почему бы и нет, он же такой прекрасный и благородный и даже не хочет зваться князем, а только покровителем Брабанта. И лишь немногие шептались меж собою, что Фридриха мы знали долгие года, сам король хвалил его за храбрость и благочестие и нате вам...Явился некто и уже в короне никак и ничем прав своих на то не подтвердив. Сам Телрамунд к друзьям, рискуя жизнью, перед церковью подошёл и рассказал, наученный женой, о колдовстве и от обвинения выдвинутого не отказывается. Известно и у изгоев сохраняются друзья, особенно в той ситуации. Меж тем сопровождаемая свитой придворных дам Эльза, наряженая идёт в церковь венчаться. Перед самым входом Ортруд заступает ей дорогу и резко изменив вчерашний униженный тон открыто порицает её. Обвиняет в обмане и настаивает на дознании, кто и откуда славный рыцарь, а то как-то все подозрительно. Чего скрывать и бояться коли он чист и праведен? Своими нападками она не только поднимает шум среди толпы, но и вселяет смуту в сознание Эльзы. Немного поздно к месту действия поспевают Генрих и рыцарь, к ним на встречу кидается Фридрих крича о вмешательстве в божий суд Лукавого и требуя пересмотра. И собственно требуя у рыцаря представиться наконец. Но тот отказывает лишённому чести Телрамунду, тогда тот просит самого короля призвать незнакомца к ответу. Но и это не помогает. В конечном итоге чаянья Ортруд и Фридриха обращаются к пребывающей в смятении Эльзе. На её счастье смутьянов всенародно прогоняют и торжественная церемония продолжается, но семена сомнения уже посеяны на благодатную почву.
Вечером оказавшись наедине молодожёны поют друг другу песнь любви (буквально, это же опера) и клянутся в верности. Однако Эльза начинает наседать на супруга все с тем же роковым вопросом - «кто ты?». Рыцарь пытается донести до нее праведную (христианскую) мысль, что жена должна доверять мужу безоговорочно, да и она клялась не спрашивать. И нет он её не бросит назавтра. И она ему очень нравиться и, на минуточку, чтобы она осознала масштаб своей удачи, он явился к ней не «из тьмы и невзгод», а из «прекрасного сладостного мира» от коего он ради неё готов отказаться. Представляете, она обиделась. Обиделась, что он оказывается не особенно страдал без неё и у него было в сказочном где-то все замечательно и вот как ей теперь смириться с тем, ведь она то самая обыкновенная земная женщина скоро надоест ему, свистнет он своего лебедя и поминай как звали. Никакие уговоры не помогали, Эльза впала в буйство и требовала открыть тайну. Тут не вовремя в комнату врывается неугомонный Фридрих Телрамунд, стремящийся поранить рыцаря и развеять чары и логично напарывается на меч. Стоя над трупом рыцарь приходит к выводу, что не будем ему тут покоя среди этих недоверчивых людей. Велит нести труп к королю и Эльзе следовать за ним. Он им всем откроет свою личность, сами напросились.
Рассматривая выстроенные перед ним войска Генрих ожидает нового правителя Брабанта в надежде отправиться с ним в славный военный поход. Вместо того ему приносят тело и является мрачная процессия с зареванной Эльзой и суровым рыцарем во главе. Во-первых, вещает он, я никакие войска никуда не поведу, к сожалению придется отказаться от этой чести. Во-вторых, виновен ли я в убийстве Фридриха Телрамунда если он ворвался ко мне в спальню неожиданно с оружием ночью? Ему простили эту неловкость, списав на самозащиту. В-третьих, хочу обвинить свою любимую прекрасную жену в том, что клятвы она не сдержала и задала запретный вопрос. Здесь он повествует о замке Монсальвате в недоступном простым смертным месте в коем хранится с Небес доставленный ангелами Грааль. Он сам не больше не меньше сын Парсифаля, рыцарь святого ордена Лоэнгрин, отправленный Граалем на защиту невиновной. По правилам рыцари на задании лишь тогда сохраняют силу, если остаются не узнанными. Ему не повезло он влюбился и ошибся в женской благонадёжности теперь ему необходимо срочно возвращаться. Лебедь появился незамедлительно. Собираясь в дорого Лоэнгрин говорит убитой горем Эльзе, что надо было потерпеть годик и тогда все бы сложилось иначе. Они были бы вместе и глядишь и брат её потерянный вернулся. Он и теперь вернётся, но он сам будет ей уже не доступен, поэтому она должна передать брату его рог, меч и перстень, на память и для защиты в будущем. Неожиданно драматичную сцену расставания прерывает Ортруд, радующаяся отъезду Лоэнгрина и признающаяся в том, что это она превратила Готфрида в лебедя, сковав золотой цепью и тот никогда не вернёт прежний облик и навсегда покинет Брабант вместе с Лоэнгрином. В пику ей рыцарь, помолившись упросил Высшие силы пощадить мальчика и тот торжественно в человечьем обличье предстает перед сестрой, которой вообще-то не до него совсем, ведь Лоэнгрин её покинул навеки вечные.
В финале Эльза страдает, Готфрид немного ошарашенные произошедшими с ним метаморфозами встает на колено переде не менее озадаченным Генрихом, злая Ортруд повержена торжеством благостной Божьей воли, Лоэнгрина след простыл. Занавес. Совершенно неожиданно для себя я стала испытывать странную симпатию к Ортруд. Признавая её натуру подлой, а персонаж отрицательным я не могу отделаться от мысли, что из всех прочих в этой истории она самая умная и предприимчивая. Она хотя бы, в отличии от Эльзы, разбирается в психологии, да и если вдуматься является метафоричной в сути своей. Если воспринимать ей как прообраз зловредности язычества, противопоставляемый христианству воплощённому в Лоэнгрине и Эльзе с её «счастьем в вере», я скорее отдам голос свой Ортруд. Она верит в древних могучих богов, жестоких и мрачных, строптивых и не логичных, но как не крути более честных в своей древности. Она творит коварство и злодейство, она самолюбива и горда, но не скрывает этого и не «стоит в белом плаще». Потому что проявление воли и силы для неё норма и закон самой природы если хотите. Она не впадает в отчаянье столкнувшись с трудностями, она не беззащитна. Не ею манипулирует мужчина, а она руководит его умонастроениями. Да она проигрывает в итоге, но она боролась и что-то мне подсказывает цена изначально была ей известна и сознательно Ортруд рисковала.
Христианство же, ей противопоставляемое, оно и есть такое как Лоэнгрин. Появилось внезапно, блещет чудесами, в коих начни разбираться все сомнительно и странно и при этом ещё и запрещает задавать вопросы. Просто доверься, просто верь. Древние Боги тысячелетиями помогали и поддерживали людей, формировали правила и традиции для каждого конкретного племени и народа, устои, позволявшие выживать, преодолевать трудности, развиваться, сохранять твердость духа и так далее. Древние верования создавали базис, на котором христианство просто надстроило своё монументальное запутанное учение, отбросившее от прежних религий неудобное и трансформировав подходящее. И укрепившись, осознавая собственную уязвимость перед вопросами, просто возвело в догму «абсолютную веру». Верь и воздаться тебе. Верь просто так. Просто верь и не спрашивай. Видишь чудо, рыцарь в доспехах, ниоткуда, верь, надейся, люби. Ну рыцарь же, ну сияет же, вот лебедь. Не доверишься задашь вопрос, о горе тебе, будешь наказан страшно.
Весьма очевидное противопоставление. Однако если вдуматься в самом человеке, в сути его, в глубинных его пороках и слабостях как и в возможностях лучше разбирается не христианский король Генрих Птицелов и не праведный рыцарь Лоэнгрин. Церковь со своими вечными запретами вообще мышей не ловит в человеческой психологии. Ортруд жаждущая напомнить людям «мощь древних богов» гораздо лучше разбирается в душе ближнего. Она прочла Эльзу, её наивную но заносчивую гордыню. «Я научу тебя как быть счастливой от одной только веры» - заявляла она униженной Ортруд и радовалась своему превосходству. Потому что уверенность в собственном превосходстве никого ещё до добра не доводила.
В общем я внезапно как-то усомнилась в том так ли мне нравиться образ Лоэнгрина и Эльзы. Похоже после Казуса Ницше у меня тоже случился Казус Вагнера, или просто очередное переосмысление.
Но все равно было приятно вновь приобщиться к этой прекрасной опере и истории.