философское вступлениеВсе, что есть в нас хорошего и доброго, есть почти всегда искусственно выведенное. Природа, Стихия не знает порядка кроме извечных естественных законов, которые ей даже не приходит в голову преодолевать. Дерево растёт вверх повинуясь обычаю фотосинтеза, оно тянеться к Солнцу, а оно наверху, если ствол искривляется, то лишь по причине поиска тех самых необходимых ему для роста влаги, света или почвы. Это не бунт, это все тоже подчинение законам выживания. Зверь убивает, когда голоден, ему не ведомо милосердие и доброольная аскеза во имя какой-то иной цели, кроме пропитания. Животные совокупляются ведомые инстинктом, их повадки формируются под влиянием конкретной среды обитания. Все в Природе подчиненно самой природе, естеству, которое на знает ничего кроме самого себя. Инстинкт и практическая цель выживания - ничего более.
Человек может иначе. В некотором смысле он сильнее зверя, сильнее своего начала. В некоторой степени он способен менять правила игры. Если ему не хватает Солнца, он может изобрести себе Солнце, если ему не хватает почвы, он может создать себе замену любой тверди. Он может остановиться и не убить, он может любить, а не воспроизводить себе подобных. Человек может дисциплинировать самое себя, исторгаясь из замкнутого круга, перестать быть творением и стать Творцом. У нас есть мораль, у нас есть понятия Добра, Зла и добродетелей, у нас есть чувство Справедливости. В сущности эти конструкции Человек создает, а не воспринимает, но именно они работают как система противовесов. Когда механизм нарушается Человек идёт в разнос и мигом превращается в чудовище едва ли не самое страшное на земле. Потому что обезьяна с гранатой опасна не только для себя и отдельной жертвы, она опасна для всего сообщества.
Человеку трудно оставаться Человеком и стать скотом, не поддаться обаянию естества, это Путь ежедневного преодоления, но иного Пути нет. Иное - это крах самой идеи Человека.Однако...Однако, где тот источник, где зарождается в человеке злость, ни злоба, ни ненависть, а мелкая, острая как лезвие бритвы злость, которая мелькая в воздухе, наносит тонские порезы, так быстро, что даже кровь выступает не сразу? Где он? В физической ли усталость, в психологической подавленности, в тишине на той стороне? В том ли что ты говоришь, просто или сложно, красиво или доходчиво, а тебя продолжают игнорировать. И став шутом и самадуром ты скалишь зубы от бессилия. Потому что тебя не слушают, пиннают в больное, а потом приходят к тебе же. В какой-то момент все начинает напоминать намеренную шутку. И появляется злость. Либо смирись, либо борись. Меня часто поучают тому, в чем я сам повинен и это по-человечески раздражает! Обе стороны. Но раздражение пустое. Либо смирись, либо борись!