Я шла туда ради воспоминаний. Трейлер пробудил во мне Память, затронув свежие отпечатки, оставшиеся от соприкосновения с прекрасным. В Италии я трогала всё: стены домов, парапеты, руины, статуи, в надежде навсегда запомнить. Увезти с собой мельчайшие частички Чуда. И фильм помчалась смотреть, горя желанием встретиться с возлюбленным Римом вновь.
И вот передо мной вогнутый экран с заметными швами, вокруг праздные пенсионеры, февральским ветром занесённые люди помоложе и «Великая красота».
под афишей
С самой первой сцены филь удивителен, с самой первой. Зрителя загодя готовят к предстоящему странному действу, ибо происходящее немного озадачивает. Мы видим царственный фасад, с журчащим фонтаном и хор распевающийся внутри.
Прослушать или скачать David Lang 1. I Lie бесплатно на Простоплеер
Звуки возвышенны, они сплетаются с архитектурой в единое невесомое целое. Но поблизости в громкоговоритель каркает заученную информацию гид во главе толпы любопытных туристов из Китая. Банально прозаичное, чертовски неуместное зрелище! Мгновенно раздражает и вынуждает невольно чертыхнутся от возмущения. Но именно таков он, современный Рим, тот о котором пойдёт речь далее. Не сразу, я уловила посыл создателей. Вот он Вечный город, божественный, почующий на лаврах тысячелетней истории, застывший в камне, стекле, красках на фресках, в своих фонтанах и фасадах, колоннах. Его блестящие прошлое, покрывшиеся трещинами, посеревшие, но неприступное, как чёрный базальт, мостящий его улицы. И его настоящее. Толпы, тьмы тем, туристов со всего света. Чаще слабо заинтересованные в достопримечательностях, одержимые шопингом, и какими-то своими устремлениями люди. Особенно переизбыток посетителей как раз из Азии. Они шумные, бесцеремонные, занимают слишком много места. Каждый, кто бывал в Италии узнал бы ситуацию; гид, тревожно стреляющий глазами в отбившегося от кучки индивида, с кем-то ругающийся по мобильному водитель автобуса. Суета. Такова неизбежная участь Рима в двадцать первом веке. Но ему наплевать. Городу плевать. Он самодостаточен и неотразим как фасад, как пение хора льющиеся на зевак. Ария не замирает ни на секунду, даже когда несчастный турист валиться замертво. Ибо он просто человек, ещё один смертный, а Рим был, есть и будет.
Пожалуй, отличное начало для фильма, сразу обозначающие, в некотором смысле, заглавный конфликт истории: прошлое и настоящее, низкое и великое, уродливое и красивое. Исчерпывающие.
С первого взгляда мне не понравился резкий переход от изысканного момента к вульгарному разгулу в ночи.
Именно многогранность и скопление деталей, кажущихся разномастными и несочетающимися очень напрягает первую половину фильма. Сначала ты не понимаешь ничего, картинки меняются чересчур быстро и переходы будто смазаны, оставляют в дураках, требуют обдумывания, а фильм не предоставляя передышки, продолжаясь. Темп действа ничем не отличается от итальянской манеры говорить, скорой, скачущей с объекта на объект, экспрессивной. Надо приноровиться и вот фильм уже не кажется плохо сшитым лоскутным одеялом. О нет, он приобретает вид расписанного плафона, где каждая завитушка, какой бы лишней она не казалась, имеет смысл. Десяток кусочков складывающиеся в мозаичный пол. Задумку художника не увидеть если не перестать стараться что-то рассмотреть.
Опять же, рассмотреть что, о чём, в сущности, фильм? Комедия ли это доведённая до отталкивающего гротеска? Или трагедия безысходности, падения и неумолимой гибели подлинных идеалов? И то и другое. Верьте Википедии «Великая красота» трагикомедия. Из тех, чей юмор прикрыт тёмной вуалью печали, приходящей на смену вспышке веселья. В зале мало народу улавливало его. Один только мужчина справа фыркал и смеялся, над шутками навроде:
«Я теперь пишу. Работаю над романом в стиле Марселя Пруста» - фраза из уст совершенной гламурной пустышки, тусовщицы и наркоманки.
Трогательное и прелестное соседствует здесь с отвратительным и приземленным.
Вот та же вечеринка, сущая оргия под зажигательные ритмы. И кто отплясывает среди распалённой толпы, немолодые дамы и господа, пьяные и взмыленные. Увядающая буйствующая богема. Их бокалы полны, души пусты и ненасытны. Достаточное количество евро не делает их счастливыми. За каждой лицемерной маской персональная драма. Но они растворяются в удовольствиях и ложатся не раньше одиннадцати утра.
Джеп Гамбардела – чьё шестидесяти пятилетие она так лихо справляли – главный герой. Писатель одной романа, журналист, он ничем не лучше прочих. Циник и притворщик. Спасает его лишь действительно наличествующий талант.
Надо отдать ему должное, красоту он не просто воспринимает, он её будто предвосхищает. Его не возможно провести. Зёрна от плевел – падаль от сокровищ Гамбардела отличает мгновенно.
Мы смотрим историю сквозь призму его восприятия, наблюдая каждое преломление. Неизбежную ломку реальности в сознании художника.
Мир Джепа однообразен. Друзья страдают от собственного «счастья и значимости». За ними нет веса кроме надуманного. Те, кто изображает интеллект – глуп. Честный – лжец. И даже духовные лица, священники и монахини, не способны дать ответ на вопрос о Вере. У них просто нет ответа. Он видит всё, из года в год, наблюдая дьявольские пляски зажравшихся людишек. Выросшие среди рукотворных памятников ушедших эпох концентрированного совершенства, этот бомонд разучился видеть красоту. Теперь они рыщут по арт-презинтациям, экспериментальным театрам тщась узреть нечто вдохновляющие. Но ничего кроме тошнотворной искусственности и пустотелости в современном искусстве нет.
И о, как сильно Джеп прижимает «доморощенную свободную художницу» с её «вибрациями».
«Что такое вибрации?» - настаивает он, пока некая Талия Концепт заливается слезами. Ведь её путь художника и её творчество - дерьмовое представление и полное отсутствие вкуса.
Мне очень понравилось это высмеивание современного искусства или точнее корч, преподносимых под видом искусства. На фоне римского акведука, в интерьерах вилл и дворцов разворачивается карикатура на процесс созидания. Декорации лишь подчёркивают бессмысленность происходящего, его гнилость и напыщенностью. Это не красота, а лишь пшик.
Лишь один встреченный Джепом новомодный художник сумел по-настоящему растрогать. Один из тысячи.
«Старое лучше нового» - говорит карлица редактор журнала.
«Корни это важно…» - шамкает святая на рассвете.
Творец не может отрекаться от красоты, лишь она оправдывает всякое порождение. Несовершенства плодятся и без соучастия таланта.
Прожив шестьдесят пять лет Джем внезапно прозревает. И ему совсем не охота поддерживать светскую приличествующую мину. Ему приносят весть о смерти первой и единственной возлюбленной
и нечто высвобождается в нём. Искра вынуждающая его вспомнить о Неаполе и пути от острова с маяком до помпезной квартиры с видом на Колизей.
Он вновь готов писать. Вот только о чём?
О чём фильм? О чём он? Сам зритель должен непрестанно переспрашивать себя.
Он о человеке, его пороках, волшебстве его эмоций, о Боге, незримо присутствующем в мире, воплощённом в красоте, в необъяснимых явления и вещах и о любви.
Куда же без неё. Разве итальянец может обойтись без самой сладостной составляющей Бытия.
Прослушать или скачать Monica Cetti Ti Ruberт бесплатно на Простоплеер
Они знают толк в чувственности. Уж не знаю откуда произрастает их любвеобильность, но видимо им доступен некий секрет. Бог не вложил в них те фильтры и ограничители мешающие другим нациям безоглядно кидаться в пучину страсти. Честно, приезжая в Италию ты теряешь самоконтроль, влюбляясь в каждого второго. Там невозможно оставаться безучастной ледышкой. Клянусь. Я ледышка, но в Риме я влюбилась на трое суток в юношу из персонала гостиницы. И в случайного прохожего во Флоренции. Улыбалась престарелому официанту в Венеции. Греховное в Италии престаёт казаться недопустимым. Любовь оправдывает многое.
У фильма высокий рейтинг, ибо в нём вдосталь обнажёнки. Однако я пятидесятипроцентный ханжа нашла её уместной. Женщина, во главу угла в Италии всегда ставиться женщина. Никто не умеет так воспевать очарование женственности, как итальянцы.
Прослушать или скачать Antonello Venditti Forever бесплатно на Простоплеер
Пока я снова и снова переживала фильм внутри, слушая саундрек, я растеряла последние камни. И на невнятно прописанный сценарий я уже не злюсь. Плевать, узелки на нити повествования мелочи. Некоторые моменты стоило раскрыть лучше или преподать их доходчивее. Пусть. Читая итальянских писателей понимаешь, что и тут, как и у французов, как пишем литературу, так и снимаем.
Прослушать или скачать Lele Marchitelli Time бесплатно на Простоплеер
Особенно восхитительные сцены:
Самая первая, как уже говорилось.
Дети в саду и юная монахиня у решётки монастыря.
Прослушать или скачать Kronos Quartet The Beatitudes бесплатно на Простоплеер
Случай с потерявшейся девочкой и её короткая беседа с Джепом.
Искусно подготовленная почва для гибели одного из женских персонажей. В сцене завтрака в постель и той настораживающей паузы перед обыденным ответом.
Блуждание по «самым красивым дворцам Рима» при свете канделябра. Стоило из мрака проступить статуи Елены, точной копии, или оригиналу, что стоит в музее Колизея весь притихший зал слышал моё несдержанное – « О Боже». Я чуть не расплакалась от зависти к персонажам.
Встреча с Фани Ардан на ночной улице.
Фламинго на балконе.
Жираф среди развалин.
Выбор траурного платья, стильный момент, можно порезаться.
В таком глубоком впечатлении я не пребывала со времён просмотра «Смерти в Венеции».
Прослушать или скачать 3. My Heart's In the Highlands бесплатно на Простоплеер
Думаю «Великая красота» заслуживает Оскар. Не видела остальных номинантов, но творение Паоло Соррентино точно достойно всяческих похвал.
12 из 13 и я не стану никому рекомендовать. Мне трудно вообразить, кому даже из близких друзей фильм пришёлся бы по душе. Чего говорить об остальных. Не хочу оказаться злым советчиком. Это кино не для всех.